"Именно этого – исключительной геополитической зоны без влияния соперников – и потребовал президент РФ Владимир Путин в двух проектах соглашений в декабре 2021 года. Первое для США, а второе для блока НАТО. Фактически получился шантаж всего коллективного Запада и насмешка над жалкими остатками международного порядка, основанного на правилах. Верните мне мою вотчину, говорит он, или я нападу", – уточняет автор.
Глава российского государства потребовал гарантий, что Альянс никогда не примет в свой состав ни Украину, ни любую другую страну из числа бывших республик СССР. Кроме того, Кремль фактически захотел, чтобы блок НАТО по сути разоружил уже входящие в него страны Прибалтики. С точки зрения Москвы Запад лицемерит, отказывая России в гарантиях безопасности, ведь именно он возвел подобный подход к мировой политике (разделение на сферы влияния) в ранг искусства.
В 1823 году в США была провозглашена доктрина Монро. Она превратила Западное полушарие в «американский задний двор». В свою очередь, европейцы с радостью поделили на части Африку и Азию. Первые договоры, в которых прямо упоминались «сферы влияния», подписали Великобритания и Германия при разделе Гвинейского залива в 80-х годах XIX века.
В ХХ веке это приобрело поистине чудовищный оборот. Достаточно вспомнить пакт Молотова-Риббентропа 1939 года, когда Третий рейх и СССР поделили Восточную Европу. Сейчас многие из этих восточноевропейских стран снова заволновались. В ходе «холодной войны» вся планета практически была поделена на две сферы влияния между СССР и США.
После завершения «холодной войны» появился Евросоюз. Европейцы мечтали о порядке, при котором большие государства не будут господствовать над маленькими, и власть будет строиться на правилах, а не на грубой силе. США поддержали их устремления. Более того, многим казалось, что новая Россия и НАТО сообща стремятся к общему пространству безопасности и стабильности, ведь именно это следовало из подписанного документа 1997 года.
Сейчас все это кажется будто бы из другой эры, наивной и невинной. На Западе считали, что менталитет сфер влияния удастся победить и на короткий момент в истории человечества осталась лишь одна сфера влияния американская, ведь любой порядок, основанный на правилах, должен сторожить так называемый гегемон. Однако убирая гегемонию, международные отношения превращаются в атавизм (появление того, что уже было в прошлом).
Мощь США сокращается, а ЕС не имел и не имеет силы, с которой пришлось бы считаться другим. Этим и объясняется возвращение дипломатии сфер влияния и воинственность со стороны РФ, Китая, Турции и других амбициозных стран. Мир движется к новой эре реальной политики, аморальному и безнравственному цинизму в отношениях между странами – «кто сильнее, тот и прав».
США и НАТО не могут позволить Москве взять под контроль Восточную Европу. Но если та сама захочет уйти в «объятия» РФ, то пусть тогда потом сама разбирается, от чего она отказалась и что в итоге получила взамен, подытожил автор.
Источник
Journal information