Гоша из Одессы (greenchelman_3) wrote,
Гоша из Одессы
greenchelman_3

Category:

Экипировка средневековых воинов: франки



В эпоху раннего Средневековья крупнейшим и наиболее могущественным государством Западной Европы являлось Королевство франков. Вершины могущества оно достигло при Карле Великом (768–814), чьё длительное правление прошло в непрерывных войнах. Карл покорил бретонцев, аваров, лангобардов и саксов, совершил несколько походов в Италию и Испанию и расширил во все стороны границы своих владений, увеличив их площадь более чем в два раза. Важнейшую роль в его военных и политических успехах сыграла армия.


Ядро франкского войска составляли отряды тяжеловооружённых всадников. Они набирались из богатых землевладельцев и держателей королевских бенефициев. Капитулярий 805 года предписывал владельцам 20 мансов земли служить со своим конём и защитным вооружением в течение трёх месяцев в году. В случае неявки принадлежавшая им земля и доспехи конфисковывались. Владельцы меньшего количества земли должны были служить в пехоте. Мужчины, чей надел был меньше 5 мансов, обязывались выставлять снаряжённого воина в складчину. Таким образом, франкские солдаты не зависели от цикла сельскохозяйственных работ и могли совершать дальние походы в любое время года.


Всадник на миниатюре из Валенсийского Апокалипсиса, 800–825 годы

Воины были многочисленны, хорошо вооружены и мобильны. Современные историки предполагают, что армия Карла Великого в среднем могла насчитывать от 2500 до 3000 всадников и примерно от 6000 до 10 000 пехотинцев. Во время крупных кампаний собиралось 20 000 воинов, а полная мобилизация могла дать порядка 35 000 всадников и до 100 000 пехотинцев и вспомогательных сил.

Воины Каролингов обладали самыми лучшими доспехами и оружием своего времени. Из «Рипуарской правды» явствует, что экипировка конного воина состояла из доспеха, шлема, поножей, меча с ножнами, копья, щита и коня. Доспех оценивался в 12 золотых солидов, шлем — в 6 солидов, меч с ножнами — 7 солидов, набедренники — 6 солидов, копьё и шит — 2 солида. Конь стоил от 3 до 7 солидов. Стоимость всего снаряжения, таким образом, составляла от 36 до 40 солидов, что было эквивалентно стоимости стада из 15 коров. Иными словами, полное снаряжение мог себе позволить только очень состоятельный человек.

Представление о внешнем облике франкского воина можно составить из описания, оставленного монахом Сен-Галленского монастыря в 773 году:

«Король был в железном шлеме с гребнем, его широкую грудь защищал железный панцирь с кольчужными рукавами, бёдра были покрыты кольчугой, ноги — поножами. В левой руке он сжимал железное копьё, а в правой — меч. Щит короля целиком изготовлен из железа, на нём нет каких-либо узоров или гербов. Воины короля были экипированы легче, чтобы было удобнее вскакивать на спины своих коней».

Этому описанию соответствуют изображения на иллюминированных рукописях Каролингской эпохи, а также археологические находки оружия и предметов военного снаряжения.

Реконструкция оружия и снаряжения франкского воина эпохи Карла Великого.


Копьё

Главным оружием всадника было копьё. Длина копейного древка достигала 3–4 м, толщина составляла 2,5–3,5 см. Для изготовления древка использовались ясень, ива или тополь. В расчёт принимались прочность и гибкость, а также вес заготовки. Массивный железный наконечник относился к втульчатому типу и предназначался для нанесения не только колющих, но и рубящих ударов. Характерной его деталью были «крылья», которые выполняли схожую с перекрестьем меча роль.


Франкский воин с копьём и щитом. Миниатюра Штутгартской Псалтыри, около 825 года

В бою всадник мог использовать копьё тремя разными способами: метать как дротик, наносить прямые удары сверху вниз вытянутой рукой либо снизу вверх опущенной, слегка согнутой в локте. Техника куширования копья, когда древко в момент атаки зажималось локтем всадника, появилась гораздо позже.


Наконечники копий. Национальный музей археологии, Сен-Жермен ан-Лэ. Фото автора

Шлем

Во времена Карла Великого франки носили простые железные шлемы сегментной конструкции. Купол шлема изготавливался из двух или четырёх частей, соединявшихся друг с другом при помощи заклёпок. Снизу корпус шлема стягивался железным ободом, к которому мог крепиться наносник для защиты лица или кольчужная бармица для защиты шеи. С развитием металлообработки кузнецы постепенно научились изготавливать высококачественные цельнокованые шлемы.


Франкский воин с копьём и щитом. Миниатюра Штутгартской Псалтыри, около 825 года

Преобладающей формой шлема долго оставалась коническая — с такого шлема соскальзывали боковые удары. На голове шлем носили поверх мягкого подшлемника, который служил для амортизации ударов и предохранял воина от контузии.

Стоимость простого шлема составляла 6 солидов. Принадлежавшие военачальникам и знати шлемы роскошно украшались серебром и золотом, снабжались плюмажем из перьев или султаном из конских волос. Помимо чисто эстетического значения сверкающий украшениями и позолотой шлем выделял военачальника из массы, указывал воинам его местоположение на поле боя и служил своеобразным ориентиром при его передвижении.


Шлем из Коппергейта. Источник: Tweddle, D. The Anglian Helmet from Coppergate / D. Tweddle. — York, 2015

Представленный на реконструкции шлем был найден в 1982 году в районе Коппергейт — исторической части Йорка (Великобритания). Он датируется серединой VIII века, хотя по своей конструкции восходит к более раннему времени. Изображения на предметах искусства могут свидетельствовать о том, что такие шлемы в эпоху Каролингов носили и франки.


Шлем из Коппергейта. Источник: Tweddle, D. The Anglian Helmet from Coppergate / D. Tweddle. — York, 2015

Седло и стремена

Военным успехам конницы Каролингов способствовал ряд появившихся в то время технических нововведений. Одним из важнейших было распространение в раннем средневековье рамочной конструкции седла с высокими передней и задней луками. Такое седло обеспечивало всаднику более прочную посадку.


Реконструкция деревянной рамы седла. Музей археологии, Бонн. Фото атвора​​​​​​

Другой новинкой стали крепившиеся к седлу стремена, в которые всадник вдевал ноги, садясь на коня и при езде верхом. Появление стремян дало всаднику дополнительную точку опоры. Воину легче было контролировать коня, и он мог свободнее пользоваться оружием. Теперь при нанесении удара ему уже не приходилось опасаться падения из седла. Привставая в седле, он мог рубить мечом или же атаковать противника, нанося ему таранный удар копьём.


Реконструкция франкского седла со стременами

Кольчуга

Наиболее древним и распространённым типом доспехов являлась кольчуга (brunia). Она имела форму рубашки с подолом длиной до середины бёдер и короткими, до локтя, рукавами. Кольчуга состояла из 20 000–25 000 колец диаметром от 6 до 10 мм. В качестве защитного доспеха кольчуга обладала массой достоинств: при относительно небольшом весе она обеспечивала приемлемую степень защиты от секущих ударов мечом или топором, была проста в изготовлении и починке и не сковывала движения воина. Известно, что в середине VIII века кольчуга оценивалась в 12 солидов и была самой затратной деталью снаряжения. По этой причине её носили главным образом знатные и состоятельные воины. Остальным приходилось нести службу без доспеха.


Каролингские всадники на миниатюре Золотой Псалтыри 883 года из Санкт-Галленского монастыря

Франкские мастера долго держали монополию на изготовление кольчуг. Чтобы ограничить попадание доспехов в руки противников, Карл Великий издал несколько законов, возбранявших вывозить кольчуги за пределы королевства. Запрет постоянно ужесточался. Например, воинам нельзя было закладывать доспехи за долги или даже на время передавать их торговцу. По-видимому, этот запрет периодически нарушался, поскольку археологи выявляют остатки оружия франкского производства далеко за пределами империи Карла Великого: в Англии, Скандинавии и даже на Руси.


Кольчуга и кожаный поддоспешник. Современная реконструкция. Источник: Grant, B.G. Warrior. Visual history of the Fighting man. — London, 2007. — Р. 54

Щит

На изображениях и рельефах щиты IX–XI веков имеют круглую, слегка выпуклую форму и диаметр около 80–90 см. Изготавливался щит из планок ольхи, тополя или дуба. Чтобы он имел выпуклую форму, деревянные заготовки выгибали над паром, а затем соединяли торцами примерно таким же образом, как сегодня изготавливаются бочки.


Франкский воин со щитом. Миниатюра Штутгартской Псалтыри, около 825 года

Держали щит кулачным хватом за центральную рукоять, которая шла через всё поле щита и придавала ему дополнительную жёсткость. С наружной стороны рукоять закрывалась железным умбоном. Снаружи и по краям щит проклеивался полотном, затем обтягивался тонко выделанной овечьей кожей и ярко расписывался.

В походе щит носили за спиной на ремне в кожаном чехле, чтобы сохранить древесину от повреждения. В бою большой круглый щит обеспечивал своему владельцу хорошую защиту от метательного оружия. Острия копий сравнительно легко пробивали относительно тонкое деревянное поле щита, но при этом намертво застревали в расщепах. Стоимость готового щита оценивалась в 2 солида.


Внутренняя сторона щита. Современная реконструкция

Меч

Мечи Каролингской эпохи имеют длинный и широкий, слегка сужающийся к острию обоюдоострый клинок с прямыми лезвиями. Длина клинка в среднем составляла 70–80 см и к середине X века постепенно увеличилась до 84–90 см. Посреди клинка вдоль всей длины шёл широкий дол, предназначавшийся для облегчения веса.


Давид и Голиаф. Миниатюра Штутгартской Псалтыри, около 825 года

Две трети известных на сегодняшний день археологических находок происходят из франкских мастерских среднего Рейна, где было налажено их крупносерийное производство. На поверхности дола многих клинков видны ремесленные клейма из дамаскированного узора, которые, как правило, представляют собой имя мастера или спонсора производства: ULFBERHT, INGELRII, CEROLT, LEUTFRIT и т.д.

Рукоять меча имела перекрестие в виде толстого ладьевидного бруска и массивное грибовидное уплощённое навершие. Их отливали из бронзы и изготавливали, видимо, отдельно от клинка. Иногда это делали даже другие мастера, которые оформляли и украшали рукоять в соответствии со вкусом конкретного заказчика. Для убранства использовали линейно-геометрические и лентообразные орнаменты, выполненные методом инкрустации по металлу. Для этого поверхность сначала покрывали сетью зарубок, а затем в них заколачивали более мягкие металлы: медь, латунь и олово — в «простых», золото и серебро — в дорогостоящих экземплярах. Сама рукоять обкладывалась деревом или рогом, а сверху обматывалась кожаным ремешком либо кручёной серебряной проволокой.


Меч каролингского типа

Для предохранения дорогостоящего клинка от влаги мечи носили в ножнах, которые изготавливали из дерева и обтягивали кожей или тканью. Нижнюю часть ножен украшал наконечник, который отливался из бронзы и богато декорировался ажурной резьбой и чеканкой.


Меч в ножнах, подвешенных к портупее. Гораздо чаще в Каролингскую эпоху мечи носили на поясном ремне. Современная реконструкция

Одежда

Под доспехами воины носили простую льняную или шерстяную одежду, которая состояла из рубахи, штанов и чулок. Поверх рубахи они надевали шерстяной плащ, на ноги обували башмаки. Неизвестный монах из Сен-Галленского монастыря, автор «Жизнеописания Карла Великого», подробно описывал, как выглядел костюм знати эпохи Каролингов:

«Их сапоги были позолочены снаружи и украшены шнурами длиной в три локтя. Ремни, оплетающие их ноги, были красного цвета, льняные штаны, которые оплетали ремни, также были красными и искусно расшитыми. Штаны дополнительно украшались шнуровкой, проходившей под ремнями, а иногда и над ними, спереди и сзади. Далее шла богатая льняная рубаха и поясной ремень с пряжкой, к которому подвешивался меч. Большой меч хранился в ножнах, обтянутых кожей и обёрнутых холщовым чехлом, пропитанным воском. Довершал одеяние белый или синий плащ квадратной формы. Когда плащ перекидывали через плечо, он концами касался земли спереди и сзади, тогда как по бокам доходил едва до колен».


Изображение знатного франка на фреске IX века из церкви святого Бенедикта, Маллес-Веноста

Одежда знати нередко мало отличалась от одежды простых воинов. Со слов королевского биографа Эйнхарда известно, что Карл Великий носил простую одежду:

«Нижняя рубаха и подштанники были льняными, так же как штаны и туника, которая украшалась шёлковой бахромой. Ноги его охватывали крест-накрест подвязки, а на ногах он носил башмаки. Зимой он надевал куртку из меха выдры или горностая. Сверху он надевал синий плащ и всегда имел при себе меч, украшенный серебром или золотом. Иногда он носил богато изукрашенные мечи, но делал это только по большим праздникам или принимая иностранных послов. Он не любил иностранную одежду, даже очень красивую, и никогда не соглашался надевать иностранное платье».


Одежда франкской знати. Штутгартская Псалтырь, около 825 года

Источник


Tags: Средневековье, армия, историческое, оружие, франки/германцы, экипировка
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments