У Британии нет постоянных союзников, а у России их всего два: ее армия и флот. Кто не слышал этих красивых фраз? А враги? Как с ними? Столетия войн между Англией и Францией, Францией и Германией, Османской империей со всеми ее соседями как бы говорят о том, что бывают и традиционные враги. Но ведь что-то гложет. Когда мы сегодня смотрим на отношения европейцев друг к другу, нам мало верится, что еще 50-70 лет назад все было по-другому. Что же изменилось и почему «традиционные враги» вдруг стали союзниками?
Традиционные враги или интересы?
Когда люди становятся врагами? Когда им есть что делить и обе стороны претендуют на что-то одно. Два влюбленных парня из-за девушки, члены семьи из-за наследства, соседи из-за границ своего участка.
И между государствами все точно так же. Династические войны, переросшие в войны за гегемонию над Европой, сотни лет отравляли жизнь жителей Франции и Англии. Чуть раньше сошедшая с первых ролей Испания вместе со своим статусом на старом континенте потеряла и всех своих традиционных врагов. Взлет Германии в XIX веке враз сотворил вокруг нее частокол неразрешимых противоречий, решить которые можно было только при помощи войны, а отказ от претензий после поражения решил их лучше и быстрее, чем две мировые бойни за передел сфер влияния в мире.
Подробно тут
Journal information